Люберецкая прокуратура сообщает

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения в части правового регулирования вопросов осуществления контроля и надзора за соблюдением жилищного законодательства, которые вступили в силу с 01.08.2011.
 
Так, компетенция органов государственной власти Российской Федерации в указанной сфере дополнена полномочиями по установлению порядка осуществления государственного жилищного надзора и функциями Правительства Российской Федерации по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.
 
Непосредственное осуществление государственного жилищного надзора названным законом отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
 
Согласно положениям статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона государственный жилищный надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
 
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
 
Предметом проверки, проводимой органами государственного жилищного надзора, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний), правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
 
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
 
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
 
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (управляющих организаций), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
 
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
 
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
 
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
 
Органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Таким образом, на органы государственного регионального жилищного надзора возложены обязанности по надзору за соблюдением всех требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных правоотношений – органами власти, местного самоуправления, их должностными лицами, управляющими организациями, гражданами. В законе особо выделены полномочия по надзору за соблюдением обязательных требований со стороны товариществ собственников жилья, управляющих компаний и их руководящих органов.
 
Согласно Положению о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», утверждённому постановлением Правительства Московской области от 12.09.2007 № 674/28, указанный орган является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора), то есть выполняет функции государственного жилищного надзора по указанным выше вопросам, регулируемым жилищным законодательством, а также осуществляет надзор за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
 
Почтовый адрес Государственной жилищной инспекции Московской области, по которому необходимо направлять обращения о нарушениях жилищного законодательства: 141400, Московская область, г. Химки, ул. Ленинградская, д. 1.
 
Адрес электронной почты: mosobl@gilinspector.ru.
 
Анализ поступающих в Люберецкую городскую прокуратуру обращений граждан по жилищным вопросам свидетельствует о том, что рассмотрение подавляющего большинства таких обращений должно осуществляться Государственной жилищной инспекцией Московской области в соответствии с предоставленной ей компетенцией органа государственного жилищного надзора.
 
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, в связи с чем обращения о ненадлежащем содержании общего имущества жилого дома, о перебоях в предоставлении коммунальных услуг либо предоставлении таких услуг ненадлежащего качества, о деятельности органов управления товарищества собственников жилья, управляющих организаций по принятию решений, затрагивающих права жильцов, по процедуре создания ТСЖ, заключения и соблюдения договора управления с управляющей организацией, проведения общих собраний собственников жилых помещений и принятия решений на этих собраниях, в том числе относительно оплаты предоставляемых коммунальных услуг, размера этих платежей и тому подобные обращения должны рассматриваться не прокуратурой, а Государственной жилищной инспекцией Московской области.
 
Несмотря на указанные положения закона и разграничение понятий прокурорского надзора и государственного жилищного надзора, обращения граждан по перечисленным и иным связанным с ними вопросам продолжают направляться в прокуратуру. Однако, учитывая недопустимость подмены иных государственных органов, горпрокуратура вынуждена заниматься перенаправлением таких обращений в Государственную жилищную инспекцию Московской области для рассмотрения по существу и принятия мер в соответствии с определённой законом компетенцией. Между тем, неправильный выбор адресата таких обращений (прокуратура вместо Государственной жилищной инспекции) приводит к необходимости выполнения работниками прокуратуры несвойственных функций по пересылке обращений в инспекцию, что ввиду ограниченности кадров и значительного объёма работы по исполнению предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий не способствует оперативности рассмотрения данных обращений надлежащим органом надзора, то есть Госжилинспекцией Московской области.
 
В случае ненадлежащего рассмотрения обращения по жилищному вопросу Госжилинспекцией Московской области граждане вправе обратиться в органы прокуратуры с обжалованием действий (бездействия) данного органа, подробно описав в обращении суть проблемы и допущенных, по мнению заявителя, нарушений закона, в том числе относительно выполнения своих обязанностей Госжилинспекцией, с приложением всех относящихся к данному вопросу документов с учётом тех, которые поступили из инспекции.
 
Обращаем внимание, что по информации Государственной жилищной инспекции Московской области в её структуру входят 15 территориальных отделов (в том числе в г. Люберцы), которые не являются самостоятельными юридическими лицами, не обладают признаками юридического лица, а также не являются обособленными филиалами. За территориальными отделами закрепляются территории для проведения проверок и обследования жилищного фонда и место их расположения, которое не является постоянным, поэтому территориальные отделы не зарегистрированы в налоговом органе как самостоятельные филиалы, самостоятельно не представляют интересы Госжилинспекции, не имеют почтового адреса и не получают служебную корреспонденцию, не имеют полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
 
Таким образом, обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Государственной жилищной инспекции Московской области необходимо в прокуратуру Московской области.
 
Также напоминаем, что, исходя из положений ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры не осуществляют надзор за физическими лицами, поэтому все жалобы на соседей, которые залили квартиру или иным образом нарушили жилищные права гражданина, рассмотрению по существу в прокуратуре не подлежат. С такими обращениями необходимо обращаться в Государственную жилищную инспекцию Московской области либо урегулировать возникший спор в судебном порядке.
 
В завершение необходимо остановиться на вопросе рассмотрения в органах прокуратуры обращений, в которых сообщается о нарушениях закона при принятии решений органами управления товарищества собственников жилья, а также допускаемых финансовых нарушениях и злоупотреблениях при использовании денежных средств, собираемых товариществом с собственников жилых помещений.
 
В соответствии с ч. 1 ст. 143.1 члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества, в связи с чем обращения на решения органов управления ТСЖ также не подлежат рассмотрению по существу в органах прокуратуры, а заявителям разъясняется судебный порядок решения поставленного вопроса.
 
Кроме того, обращения о злоупотреблениях органов управления ТСЖ при использовании денежных средств необходимо направлять в ревизионную комиссию, которая создаётся в каждом товарищества в соответствии со ст. 150 Жилищного кодекса Российской Федерации специально для проверки финансовой деятельности товарищества с последующим отчётом перед собственниками жилых помещений. В случае, если в деятельности органов управления ТСЖ усматриваются признаки хищения имущества или денежных средств, соответствующие обращения необходимо направлять в Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел для рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии к тому оснований.

Заместитель Люберецкого
городского прокурора
младший советник юстиции
Д.А.Королёв




Комментарии

  • 24.11.11 01:05 Марина#322086
    Дима, прокуратуру "задолбало" что к ним обращаются не по адресу и "мягко" попытались объяснить: что сначала обращайтесь в Жилинспекцию, а вот если они ничего не сделают, то... жалуйтесь на них.
    Предполагаю, что следующее обращение будет от Жилинспекции, которая напишет: обращайтесь сначала в ЖЭУ или в те органы, которые должны что-то сделать, а уж если они не сделают - то тогда к нам.
    И в принципе это нормально. А то у нас привыкли на немытые подъезды сразу президенту жаловаться.

  • 23.11.11 23:38 dimalevenets#322082
    Ссылка на новость
    Прекрасно! Как и предполагалось Прокуратура провела анализ поступающих обращений граждан по жилищным вопросам. Об этом я и говорил. Мы начинаем менять систему. Можно бесконечно ругать ЖКХ, но стоит отправить официальное обращение, как механизм начинает работать. Мы обратили внимание люберецкой прокуратуры на проблемы обслуживания жилого фонда. Теперь нужно завалить прокуратуру заявлениями о нарушениях со стороны Жилинспекции. И тогда чтобы их анализ и отчет выглядел красиво им придется прийти к начальнику люберецкого отдела и сказать, мол давай, друг, ты начнешь нормально свои обязанности выполнять, а то нас всех областная Прокуратура ударит по голове.





Читавшие эту страницу также интересовались:









Сообщение или форма ввода данных.