Перун считается главным в пантеоне славянских богов. Он является богом грозы, грома и молний, старшим сыном Сварога. Перун обычно изображается в виде мужчины средних лет, с рыжей бородой, черными волосами с проседью и топором (позже секирой). Знак Перуна – колесо с шестью спицами, цветок – голубой ирис, камень – сапфир, металл – олово, животное – бык, дерево – дуб. Перун считается покровителем воинов и отвечает за мужскую силу по всех ее проявлениях, является защитником Прави (небесного царства) и Яви (тех, кто живет в настоящее время) от Нави (царства мертвых). Поэт Константин Бальмонт так описывал Перуна:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет – так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
В древние времена в день Перуна происходило посвящение в воины.
Необходимо было пройти четыре испытания:
босиком пересечь полосу, покрытую пылающими углями;
с завязанными глазами найти дорогу к определенному дереву (дубу);
найти нужный предмет среди нескольких и отгадать три загадки (при невыполнении этого испытания претендент закапывался в землю и лежал там, пока его не выручал другой претендент, прошедший испытание);
избежать погони и пробраться к заговоренной яблоне (или дубу) за определенное время.
Только прошедший все эти испытания считался настоящим воином.
Кроме того, жгли костры из дубовых поленьев, на которые складывали дары, принесенные мужчинами. Существует несколько поверий, связанных с днем Перуна. Например, в этот день нельзя было работать и выгонять скот за околицу, так как считалось, что в лесу в этот день слишком много волков и ядовитых змей. Если охотникам удавалось добыть в этот день волка, то охотничий сезон должен был быть удачным. Дождь на Перунов день смывал чары и оговоры.
Произносятся славления Перуну: Пожещемоти, боже! Яко се намо деяцеши суру пити. Смертию а на врази грендешеши, а тоя беяшеши мещем твоем. Мовлено мзгоу а свентем мрещиши ощесы. А анъщ на не натенчаше, або исиан знещенти то, убо Пероуну ат омовленхомсен. Яко онь с незбавитихом сверзи грябе ида инде то иден, яко хощеши ты. А зобых имо упрензвенцещи а громовити на ны. А то бысте сила тва на нь поля о плоднящи а гръм, ижде лиящетисен а онь и тьму сем облази, яко идехом по въле твоеи… Азъ бо утрениа слава ти ренще наимах. А тако рцемо, яко благо есь а под тащ благ наших… Упръщеная оны суте, яко овця утещашут… да имеши ны ве все дниа! Да будехом ти вирни и до конце славы твоея… отще бо наше сен да вожде а да бендищи тако во си дни… Жъртву ти правихом овщане бращно. А тако поем славу а великоща твоя…