Дорога есть дорога
Омытый скоротечным утренним дождем асфальт Октябрьского проспекта искрится в солнечных лучах. Серебряная лента шоссе послушно стелется под колеса. В ярком ореоле искрящихся брызг пролетают по лужам автомобили. Люберчане спешат. Кому-то нынче с утра пораньше на работу, кого-то заждались отпускные хлопоты на загородной даче. Машины, машины - нескончаемый пестрый поток.
Вот возле стадиона «Торпедо», у моста через железную дорогу над платформой Мальчики, торопливая белая маршрутка мигает фарами встречным: осторожно, мол, впереди – «засада», у перекрестка дежурная машина ГИБДД! Не искушайте судьбу, коллеги, сбавьте скорость!
У инспекторов дорожного движения сегодня праздник. Но дежурство идет своим чередом…
- А как же иначе? Дорога ведь всегда останется дорогой, со всеми своими сложностями и опасностями, – улыбается мой собеседник, лейтенант милиции Алексей Викторович Данченко. - А что до праздника, то вот как сменимся мы с напарником – тогда и «загуляем»!
- Тоже мне – сказал! «Загуляем»! – напарник, тоже лейтенант, Андрей Николаевич Тарасов вроде бы ворчит, а глаза смеются, - ты же сразу к своей жене поедешь, знаю! Извини, дружище, что выдаю журналистам твои семейные секреты… У него два месяца назад жена ребенка родила, так что теперь всем нашим встречам вне службы – полный и окончательный каюк!
Мы знакомы меньше получаса. Но почему-то мне кажется, что я очень давно и хорошо знаю этих простых, открытых парней. И нашему общению совершенно не мешает ни тревожная хрипотца автомобильной радиостанции, ни подчеркнуто официальный, почти торжественный вид моих собеседников, выехавших сегодня на маршрут в парадной форме.
- Наверное, вы старые друзья?
- Нет, молодые! Первый раз вместе выехали… Да ладно, шучу! – в светлых глазах Андрея, под лаковым козырьком щегольской фуражки, мелькают озорные огоньки.
- Шутит, шутит! – охотно поддерживает беседу Алексей, - мы уже полгода – один экипаж. Это значит, около 90 дежурств. Так что опыт взаимодействия имеется. Знаете, у нас в ГИБДД, в отличие, например, от патрульно-постовой службы, вообще практически нет текучести кадров. Пришел работать – значит, остался надолго. Если, конечно, в коллективе приживешься… Одну минуту! Глядите-ка, где этот чудак пытается припарковаться! Я сейчас вернусь.
Красивая серебристая иномарка ерзает колесами по чахлому газону, отделенному от проезжей части невысоким металлическим заборчиком. В заборчике пролом – небольшой, едва в ширину корпуса «легковушки». Через эту брешь машины забираются за бордюр. Травы на газоне уже почти не осталось…
Лейтенант Данченко уже возвращается.
- Вы оштрафовали водителя?
- Нет, пока не стал… А зачем? На первый раз для него все обошлось профилактической беседой. Водил тоже понять можно: город растет, автомобилей все больше, парковочных мест – вечная нехватка. Вот и залезают, куда попало!
- А как вы относитесь к идее подземных гаражных комплексов и модных сейчас механических парковок?
- Это вы имеете в виду «чертово колесо» у дома №12 на Кирова? Хорошая идея. Мы – только «За!» А то ведь порой приходится вызывать эвакуатор и вывозить «заснувшую» в неположенном месте машину. Честно говоря, подобные вещи мы не любим.
- Благодаря сложившемуся стереотипу, многие россияне полагают, что инспектор ГИБДД – это непыльная работа, позволяющая разбогатеть за короткий срок. Вам и вашим коллегам приписывают стяжательство, порой даже в солидных газетах, вроде той же «Комсомолки», даются пространные объяснения, как вести себя водителю, если он «влип» в ситуацию, когда «гаишник» на дороге вымогает взятку…
- … А еще мы – «дикари с полосатыми палками» из бородатого анекдота! – снова включается в беседу лейтенант Тарасов, - злые, жестокие и глупые. Помните: «жезл дали, фуражку дали, а что, здесь еще и зарплату дают»?.. Похож я на такое чудо природы? Вообще-то в ГИБДД служат люди разные. Кто спорит, в семье не без урода, если явление в принципе существует в обществе, то может быть и у нас. А «может быть» – это не значит, что бывает всегда. Лично мне гораздо чаще доводится встречаться на дороге с невежливостью водителей по отношению друг к другу, нежели с коррупцией в среде моих коллег по работе. Это не вопрос «чести мундира», а вопрос человеческой чести.
- То есть, слухи, как всегда, преувеличивают?
- Вот именно. Знаете, мне кажется, что эти стереотипы кому-то выгодны. Например, адвокатам, занимающимся защитой нарушителей Правил дорожного движения. Вот и поднимают газетный шум! Кстати, сейчас работа по расследованию аварий стала для нас полегче. Большинство машин застраховано, и если с самого момента происшествия не пускать дело на самотек, обыкновенно никаких проблем не бывает.
- Когда в Люберецкий район приезжал заместитель министра Внутренних дел России А.А.Чекалин, на пресс-конференции много говорилось о недостатках современной системы регулировки транспортных потоков на наших дорогах. Высказывалась, например, мысль о том, что светофоры неэффективны, и следовало бы вернуть на наши перекрестки регулировщиков…
- Вернуть? Так регулировщики никуда не исчезали! Просто раньше они стояли посреди перекрестка на белой тумбе и подавали знаки жезлом. И все их видели. А теперь самого «хозяина дороги» не видно, поскольку он стоит в сторонке. За пультом управления тем же светофором! Так что, по большому счету, человеческий фактор никуда не делся.
- За сегодняшнее дежурство у вас уже были нештатные ситуации?
- Пока Бог миловал…- отвечает лейтенант Данченко, - это ведь у нас праздник, не у водителей! А вот ближе к вечеру на дорогах могут появиться и подвыпившие ездоки. Главная причина любого происшествия – в психологии человека. Где-то ты нахамил соседу в «пробке», где-то пренебрег дорожным знаком, где-то поторопился – и вот результат: машина в ремонте, человек – в больнице и тому подобное. По мелочам что-то случается каждый день!
- Как ГИБДД может помочь бороться с пробками?
- А как мы помогаем? Жезл в руки, светоотражающий жилет поверх кителя – и пошел разводить затор «вручную»! А чтобы этого не приходилось делать, надо чаше ремонтировать дороги и строить новые. Это уже решается вообще не нами.
- Говорят, самое страшное на шоссе – «чайник», водитель с амбициями, но без большого опыта…
Отвечает лейтенант Тарасов:
- Может, и так. Но по-моему, больше опасности создает «страшное животное пробкозавр» - автомобиль, только что вырвавшийся из пробки, водитель которого куда-нибудь опаздывает и по этому поводу весь на нервах. У такого и корректности большой дефицит, и внимательность – на нуле. Как результат – непременно «клюнет» кого-нибудь на ближайшем повороте. Вот как раз в нашу смену был такой случай: в Люберцах на перекрестке Смирновской и Октябрьского проспекта водитель тяжелого «джипа», торопясь, газанул на желтый свет светофора. А в это время на поворот в сторону железнодорожной станции выскочила набитая пассажирами маршрутка. Ну, этот «внедорожник» ей и въехал прямо в бок! Водители не пострадали, зато были покалеченные среди тех, кто сидел в салоне микроавтобуса. Я своими глазами видел, как из «газели» выбросило молодую женщину – прямо на шоссе. Она едва не попала под колеса других машин! Вот скажите мне, что стоило мужику на «джипе» повременить еще две-три секунды?
- Действительно – что стоило!.. А что бы вы хотели пожелать люберецким автомобилистам?
- Взаимопонимания на дороге. Ребята, будьте вежливы, быстрее и благополучнее до дома доедете! А нас, инспекторов, бояться не стоит. Если вы, конечно, не нарушаете Правила движения.
Беседу записала Светлана Самченко
Люберецкая газета