Бродячих собак сажают на строгий режим
На прошлой неделе в Москве объединенными силами судебного пристава, коммунальщиков и чоповцев был ликвидирован старейший и самый крупный частный приют для бродячих собак "Солнышко". У хозяйки приюта нет правоустанавливающих документов на землю. Почти три сотни "бобиков" поменяли место жительства. На что именно - выяснили "Известия".
К месту недавней "трагедии" (по версии сторонников "Солнышка", иначе случившееся не назовешь) меня привел желтоватый "дворянин". Хотя и без его помощи заблудиться невозможно: непередаваемый запах опустевшего собачьего стойбища надолго поселился меж двухэтажных ветхих корпусов с заброшенными палисадниками - бывший квартал Люберец, теперь Жулебина. Пес встал прямо под окнами своей благодетельницы - семидесятипятилетней Вероники Бораш. В гостеприимстве "Известиям" она не отказала.
- Когда здесь все крушили, он сбежал, - плача, рассказывает хозяйка разоренного приюта о судьбе желтого питомца, - как и многие другие, которые в ужасе перепрыгивали через заборы. Эти нелюди усыпили несколько щенков! - и пенсионерка потянулась к подоконнику, чтобы показать пузырьки с инъекциями, которые, по ее словам, она подобрала на побоище.
Четыре маленькие собачки метнулись вслед за ее движением (пятая заперта на кухне ее однокомнатной квартиры). Вероника Бораш последние годы живет на таблетках. Недавно инфаркт перенесла на ногах - "На кого же я их оставлю!" У нее много друзей: окрестная молодежь помогала, чем могла; богатые спонсоры подкидывали деньжат на кормежку для собак; сотрудники некоторых СМИ, чуть что, бросались писать или снимать; даже некоторые сердобольные дезовцы заранее предупреждали об опасности. Но врагов тоже немало. Это чиновники; жители Жулебина, замученные антисанитарным соседством (почти 300 собак обитали в 10 метрах от домов) и ... такие же собаколюбы. Бывшие соратники, благотворители, но "купленные властями". Не нами замечено: почему-то именно на почве собакофилии расцветает самая махровая мизантропия.
Нескольких личных врагов Вероники Бораш корреспондент "Известий" встретила на территории нового приюта, муниципального, расположенного вдали от домов. Там примерно половина ее бывшего поголовья. Остальные то ли разбежались, то ли увезены в неизвестном направлении.
- Вот поглядите. Чумка, запущенные кожные заболевания. А вы видели когда-нибудь венерическую саркому? - начала свою жутковатую экскурсию управляющая приютом "Жулебино" Екатерина Чепелева. - Собаки непривитые, голодные - вон та, рыженькая, прямо на миске с кормом засыпает, оторваться не может.
Насчет недокорма - сущая правда. Многие жулебинские собачники рассказывали, что понятный им "голодный" лай не смолкал из "Солнышка" ни днем, ни ночью. О прививках у Вероники Бораш свои аргументы: она лично прививала и лечила собак (медикаменты до сих пор лежат в холодильнике), а больны только те, что попали к ней недавно. Брала всех и в любом состоянии. Не успела долечить.
Многие сотрудники и "общественность" нового приюта знают и этих собак, и саму Веронику Бораш. Когда-то дружили. Теперь только сочувствуют: "В одиночку, без систематической финансовой помощи содержать такой приют невозможно. К тому же земельный участок она заняла незаконно". Участок для нового приюта оформлен по всем правилам. Только выглядит странновато: ни кустика, ни травинки, клетки на голом асфальте и металлический забор - зимой не согреться, летом от солнца не спрятаться. Еще неизвестно, что для собак лучше: сытое существование в колонии строгого режима под присмотром докторов или полуголодная, но уютная жизнь в "собачьем городке" с деревянными будками и природными "туалетами", с чем, как известно, у собак не все так просто. И в ладу с немолодой хозяйкой, которая ради ненаглядного поголовья забросила быт, здоровье и живопись, к которой имеет явный талант. Одно утешает: людям, свободным от собачьих страстей, станет жить гораздо комфортнее. Хотя, конечно, кошки на душе скребут.