Трущебы на Красногорской: жизнь на грани выживания
Долгожданный снег облепил серые двухэтажные и треэтажные строения на улице Красногорской в Люберцах, и от этого они стали выглядеть чуть симпатичнее. Белый невесомый покров стыдливо прикрыл убогость, ущербность, нищету от, живших свой век домов. Но за каждой дверью - своя история, свои проблемы и беды.
Во многих квартирах сменилось уже не, сколько поколений: семьи Михайловых, Хлоповых, Филатовых, Мелкозеровых... Умирают старики, стареют их дети, взрослеют внуки... И никакого просвета! Люди хотят не выживать, не просто существовать, терпя неудобства быта, постепенно при, выкая к непомерной тесноте, а нормально жить. В нормальных благоустроенных квартирах, как и принято в цивилизованном обществе.
Этих домов не видно за многоэтажками. Счастливые обладатели благоустроенных квартир стараются поскорее пройтимимо, словно их и не существует. В закопченных окнах домов призраков отражается середина прошлого века, а в убогих подъездах слышится эхо давно прошедшей эпохи. Поднимаешься по щербатым ступенькам, смотришь на истертые от времени стены, и кажется, что очутился среди декораций к пьесе Горького «На дне». Большинство этих малоэтажек построено в 1959 - 1961 годах. На улицах Митрофанова и Красногорская стоят 46 старых двух этажных, трехэтажных домов, которым около полувека. Эти дома строились рабочими Министерства путей сообщения и завода имени Ухтомского хозяйственным способом, в свободное от работы время, в выходные дни. Люди хотели выбраться из бараков. И для того времени это было хорошо. Эти дома давно отслужили свой век, морально и физически устарели, там низкие потолки, крохотные кухни, санузлы, коридоры… Вот так люди стали заложниками ситуации. А временное решение затянулось на десятилетия…
НА СЧЕТУ КАЖДЫЙ КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР
Елена Канчели проживает в доме № 14 по улице Красногорской. В этом доме она родилась, выросла, вышла замуж. Со своим мужем Георгием они воспитывают шестерых детей. Самой старшей из них - Кате 15 лет, Марийке - 5. Затем родились Нина и Александр. Последние дети - Сергей в возрасте 3 лет и София, которой не исполнилось еще и двух лет. Сейчас Елена вновь беременна. Георгий во всем ей помогает, трудится на трех работах, чтобы прокормить жену и детей.
Когда я вошел в квартиру, испытал шок. Большая семья ютится в двухкомнатной квартире, где просчитан не каждый квадратный метр, а каждый сантиметр полезной площади. Конечно же, дети спят на двухъярусных кроватях - иначе никак не устроиться. Везде - белье, одежда.
Особенно страдает от ужасной тесноты 15-летняя Катя, старшеклассница. Ей нужно готовить уроки, необходимо сосредоточиться, а младшие дети затеяли шумную игру. Или зашлась в плаче младшая сестричка Сонечка.
Да что тут говорить! Какие еще аргументы нужны для доказательства, что так жить нельзя - восемь человек в двух смежных комнатах! На кухне все не умещаются, обедают по очереди. Стены в трещинах, давно требуют ремонта.
Только слом старого дома и переселение в новый даст возможность и им, и многим - многим другим жильцам Богом забытых малометражных домов по улице Красногорской улучшить свои жилищные условия.
- Самое интересное, что дом, в котором мы проживаем, строил еще мой дед Иван Андреевич Шлопак, - говорит Елена. - Возможно, для того времени наша квартира была и ничего. Но сейчас, по прошествии десятков лет, деревянные перекрытия, которым оснащен дом, прогнили. В квартирах сырость. Дверью хлопнешь иной раз, и стена начинает осыпаться. А так хочется получить новое жилье! Для нас это было бы настоящим счастьем!
И другие жители рассказали нашему корреспонденту, как они живут - не живут, а просто бедствуют.
НАМ НЕ ПО КАРМАНУ КОММЕРЧЕСКОЕ ЖИЛЬЕ
Валентина Дмитриевна Дружкова, ул. Красногорская, 27:
- С 1962 года я живу в этом доме. Мой муж 38 лет проработал на железной дороге машинистом, не дожил до этого дня. В тесной двухкомнатной квартире живем вчетвером, еще дочь с мужем и дочерью. Дочь работает учителем, мы не можем купить жилье по коммерческой цене. Да и большинство проживающих на нашей улице - тоже. И, конечно, снос дома для нас - единственный способ улучшить жилищные условия.
В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ МОЖНО И НЕ ПРОСНУТЬСЯ
Галина Павловна Субботина ул. Красногорская, 12:
- В нашей квартире деревянные перекрытия. Был случай - рухнул ветхий потолок в коридоре. Чудом не задело людей. В квартире сырость, летают мошки. Дом очень старый. Конечно, мы хотим, чтобы наш дом сломали, и мы смогли скорее получить новую квартиру.
Наталья Николаевна Хитеева, ул. Красногорская, 16:
- Только сделаешь ремонт, как опять заливает стены, потолок. Трубы в доме ржавые, гнилые. Их латай - не латай, толку ни-какого. Как не вспомнить: у соседей лопнул старый унитаз, все протекло до первого этажа. Дома эти давно надо сносить. В этом заинтересованы сами жители.
ЭТО НЕ МОЖЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ БЕСКОНЕЧНО
Галина Вениаминовна Мелкозерова, ул. Красногорская, 21:
- С 1961 года мы живем в этой квартире, которую получили еще родители от МПС. Строили дома хозяйственным способом сами в свободное от основной работы время. Родителей уже нет, дети выросли. Ютимся в тесноте, комнаты смежные, ванна и туалет совмещенные, кухня - 5 кв. метров.
Всеми возможными силами ЖЭУ-8 поддерживает наши дома, чтобы в них можно было жить. Но это не может продолжаться бесконечно. Почему власти закрывают глаза на эту проблему?
Картина ясна - давно назрела необходимость сноса старых домов.
РЕШЕНИЕ ЕСТЬ
20 декабря состоялся «прямой эфир» главы района В.П. Ружицкого на Люберецком телевидении. Владимир Петрович, отвечая на вопрос, изложил позицию районной администрации о предстоящей застройке тех микрорайонов, где до сих пор стоят старые дома. Этой Панки, и поселок ВУГИ, и поселок Калинина, и, конечно, северная сторона города. «Ко мне постоянно приходят на прием граждане, - сказал Владимир Петрович, - они просят решить их жилищные вопросы, спрашивают, когда будут сноситься старые дома? Люди бедствуют, не могут решить свои семейные проблемы, живут с родителями, по нескольку семей в одной квартире. Поэтому мы и приняли программу «Жилище», цель которой - снос ветхого жилья и расселение людей в благоустроенные квартиры».
Возникает вопрос: куда переселять людей? И в этом конкретном случае с улицей Красногорской. Нужно найти площадку для строительства нового дома. Точечной застройке мы положили конец. Как расселить эти трущобы? Мы определили земельный участок для строительства. Да, он примыкает к Наташинским прудам. Но благодаря строительству там но-вых домов, семьи, проживающие в малоэтажных домах, получат новые квартиры. Программа рассчитана на несколько лет. На месте сносимых домов будут строиться новые. В результате 1250 семей справят новоселья.
А КАК ЖЕ ПАРК?
При застройке улицы Красногорская администрация района поставила условие перед строителями - благоустроить прилегающую территорию парка. Сделать дорожки, поставить фонари, разбить клумбы, чтобы люберчане, гуляя по парку, не боялись наступить на разбитую бутылку или кое-что еще, оставленное собаками.
Галина Вениаминовна Мелкозерова рассказала мне, что она и другие жители всячески будут поддерживать администрацию района, которая начинает такое большое дело в интересах населения.
По мнению Елены Канчели, участок, прилегающий к Наташинскому парку, где предполагается строить дома, не ухожен, там болотистая местность. Вечером страшно ходить - нет освещения. Можно пострадать и от нападения диких собак, которых в тех краях развелось немерено (такие случаи уже были). В конце концов, есть специальные фирмы, которые занимаются пересадкой лип, берез, кленов.
Любое доброе начинание зачастую натыкается на противодействие. Есть противники и у этого проекта. Но я считаю, что если речь идет о судьбах тысяч людей, то спекуляции на этой теме неуместны.
Либо - строить и в ближайшие два-три года начать переселение люберчан в новые дома, либо - жить в трущобах и смотреть на липы из окна. Третьего не дано.
Люберецкая панорама
Виктор АНИСИМОВ
Републикация материала согласована с редакцией газеты только для www.lubernet.ru