В 1905 году из рабочих была сформирована дружина
В самый разгар боев в Москве в декабре 1905 года из рабочих Люберецкого тормозного завода, Перовских железнодорожных мастерских, служащих дороги и рабочих Коломенского завода была сформирована дружина, которую возглавляли член партии эсеров машинист Ухтомский, рабочий Татаринский и счетовод Дмитрий Котляренко.
Под началом у этой троицы состояло около 200 человек, вооруженных револьверами и винтовками. По приказу Ухтомского был сформирован поезд в составе быстроходного паровоза и четырех классных вагонов. На нем боевики стремительно перемещались вокруг Москвы.
Отряд Ухтомского дебютировал 10 декабря 1905 года, совершив нападение на военно-санитарный поезд. Остановив его вблизи станции Люберцы, боевики произвели самочинный обыск и, обнаружив в багажном вагоне 40 винтовок, «экспроприировали» их. После этого Ухтомский с товарищами еще несколько раз «обчищали» санитарные эшелоны, терроризировав Московско-Казанскую железную дорогу. Отряд захватывал станции, разоружая полицию и уничтожая линии телеграфной связи...
Поучаствовав в боях на Пресне, поезд Ухтомского по обводным путям выбрался на Казанскую дорогу и удрал из города. Дружина побывала в Раменском, Фаустове, Бронницах, Егорьевске... На станции Сортировочной дружинники «взяли под охрану» грузовые вагоны с товарами, а потом разграбили их, поделив товары между собой… Но в середине месяца ситуация резко переменилась, и по прибытии в Москву полков гвардии из Петербурга восставшие терпели поражение за поражением.
Потрепанный отряд Ухтомского решил уйти из Москвы. Вот как об этих днях вспоминает Шестаков, один из участников событий: «Задачей боевой дружины, работавшей тогда на Казанской железной дороге, где я принимал участие, было желание связаться с Коломной, с тем, чтобы соединенными усилиями дать отпор прорвавшимся из Петербурга карательным отрядам». В Коломне более двух тысяч рабочих машиностроительного завода бастовали и фактически подчинили себе все окрестности... Но «добраться на соединение с коломенцами нашему отряду не удалось, – пишет Шестаков, – дальше станции Ашиткова доехать мы не смогли. Нас задержало крестьянство, вышедшее к станции с колокольным набатом встречать революционеров. С ними пришлось много канителиться, объясняя, кто мы, что мы, за что воюем. В сумерках мы отошли к станции Люберцы, оттуда попытались добраться до Москвы, но были обстреляны из пулеметов войсками. Дружина была разбита, многие погибли…»
Таким образом, попытка вернуться в Москву оказалась для боевиков роковой. Отряд разбили вдребезги, а главарей захватили живьем и расстреляли 17 декабря возле стены Перовского кладбища. А железнодорожная станция за МКАД до сих пор носит имя Ухтомского…
Газета "Вечерняя Москва"