Сообщения на форуме от Мила777
https://lubernet.ru/id/19/show/posts/sid/23638/page/1/ Новый ФЗ 217 скоро вступает в силу, но так как мы СХ-2 нам не светят жилые дома и дальше. Осталось подождать месяц, что бы в этом убедиться. Напоминаю, что на данный момент зарегистрировать жилой дом (без взятки) на землях для садоводства не представляется возможным. В этом легко убедиться, позвонив 8-800-100-34-34 Росреестр | |
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221173/abfd730448b01c0bc65f4f7a848200fd080a7f8b/ Процитирую новый ФЗ, потом разберем. ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ (последняя редакция) ст.54, п.9, 11 9. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением " жилое", "жилое строение ", признаются жилыми домами . При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется , но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей. 11. Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "нежилое" , сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами . При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей. | |
Цитата uxtomkа (2018-11-05 15:23): Мила, скажите, если у на зона сх-2, но в свидетельстве у меня написанно садоводство, то мне откажут в разрешении на строительства индивидуального жилого строения? Т. е. понятие садовые дома остаются и нам можно будет только их строить? Или понятие садовый дом вообще уберут? С августа вроде садовые домики практически приравниваются к домам индивидуальной жилищной постройки (к домам ИЖС) или это не так? Садовыми будут те, кто "нежилые" Если посмотреть наши ПЗЗ, то очевидно, что там нет жилых домов, кроме как на ЛПХ. Этот ВРИ проходит только через публичные слушания. Я выложила несколько решений судов (апелляционных, прошу заметить, т.е. вступивших в законную силу), где указано: СХ-2, нежилая зона. Нам надо просто поменять зону на Ж-2. Тогда она станет жилой. Это сделать совсем не сложно. Нужно просто большинство голосов. Но проблема в том, что народ не понимает разницы и большинство хочет СХ-2 не зная, что это вообще и чем грозит. Объяснить им не представляется возможным, поэтому мы являемся заложниками ситуации. | |
Вот это самый важный аспект. Его не получится игнорировать. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221173/743ad43ae34a1cb083332a8d7aa0131ca2888a4e/ Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства 1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках , определяются градостроительными регламентами . При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае , если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства . Обратите внимание на слово ТОЛЬКО В нашем ПЗЗ НАШИ земельные участки НЕ включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства, ибо... у нас по ПЗЗ на сх-2 разрешено только строительство объектов сельхоз назначения | |
Чем плохо СХ-2, например: Мне недавно позвонил один наш садовод и спросил:" Магазин Пятерочка хочет строить тут склады. Имеют они на это право или нет?" Я ответила: Они не просто имеют право. Это их обязанность использовать землю в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Так как у нас земля сельхоз назначения, а сельхоз продукцию надо где то хранить круглый год, то они обязаны строить склады для ее хранения. Они там будут хранить картошку, лук, морковь (попутно еще всякую зубную пасту (о чем история будет умалчивать)) Это все будет гнить и вонять, будут бегать крысы, джамшуды, повысится пожароопасность, проходимость, проезжаемость. Дороги будут разбиваться их грузовиками. Но...вы же сами хотите СХ-2. И это пока цветы. Дальше будет хуже. Ибо по ПЗЗ можно тут настроить такого, что жизнь покажется адом наяву. Но...вам этот вид разрешенного использования нравится, поэтому придется терпеть. И нам тоже вместе с вами. Спасибо. | |
Цитата uxtomkа (2018-11-06 16:20): Мила, по 2 му пункту, возможно имеется ввиду, что есть такие садовые зоны (снт, огородничества и т. п.), в которых по причине расположения в дали от города, в полях, где то между двумя районами, округами, вообще пока бардак и там может не быть принятого и определенного ПЗЗ . Вот в таких местах, строительство будет под вопросом. Возможно об этом речь Нет. В 2017 году Путин издал указ о том, что бы все субъекты РФ до конца 2017 года приняли ПЗЗ. И все приняли. Речь банально о жилых и нежилых зонах. То есть зонах (Ж)-жилых и зонах (СХ)-сельскохозяйственных 2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае , если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства . Если найду комменты к этому закону, выложу. | |
СТ. 23 ФЗ 217. Комментируемая статья в основном посвящена вопросам, связанным с градостроительной деятельностью, в том числе вопросам планировки территории садоводства или огородничества и застройки таких территорий. При этом в целом нормы данной статьи опираются на положения ГрК РФ. В связи с этим обратим внимание, что этой статьей охватывается гораздо более широкий круг вопросов, чем отражено в ее наименовании. Отметим несколько важных нововведений в этой части, которые предусматривает комментируемый Закон в сравнении с Законом N 66-ФЗ. Во-первых, возможность строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие участки включены в границы территориальных зон, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие параметры такого строительства . Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 ГрК РФ). Градостроительный регламент утверждается в составе правил землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне . Предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка. Наряду с указанными градостроительным регламентом могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции. Например, в градостроительном регламенте, установленном применительно к территориальной зоне, расположенной в границах исторического поселения федерального или регионального значения, такие предельные параметры включают в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства (ч. 1, 1.2, 2.1 ст. 38 ГрК РФ). В связи с формулировкой ч. 2 комментируемой статьи необходимо отметить, что согласно ч. 1.1 ст. 38 ГрК РФ в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, непосредственно в градостроительном регламенте указывается, что такие предельные параметры не подлежат установлению . Введение данной нормы было направлено на недопущение злоупотреблений со стороны органов власти и местного самоуправления, которые при отсутствии установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции произвольно устанавливали их в градостроительном плане земельного участка или при выдаче разрешения на строительство. С учетом изложенного, по нашему мнению, представляется возможным осуществление строительства на садовых земельных участках, расположенных в границах территориальной зоны, применительно к которой градостроительный регламент предусматривает строительство, но при этом все или отдельные обязательные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции (п. 2 - 4 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ) не установлены. Вместе с тем отметим, что в целях однозначного толкования ч. 2 комментируемой статьи на практике ее формулировка нуждается в уточнении. Вместе с тем неустановление предельных параметров разрешенного строительства в градостроительном регламенте не означает возможности строительства на садовых участках объектов с произвольными параметрами. Так, представляется, что жилой дом, возводимый на садовом участке, не может превышать предельные параметры, установленные ч. 3 ст. 48 ГрК РФ к объектам индивидуального жилищного строительства. Перечень объектов, которые могут возводиться на садовом земельном участке, ограничен правовым режимом такого участка, определенным ст. 3 Закона N 217-ФЗ (садовый дом, жилой дом, хозяйственные постройки и гаражи). Согласно ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования. Такое разделение связано с тем, что основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий). Условно разрешенные виды использования не являются характерными для данной территориальной зоны, и использование земельного участка в соответствии с ними допускается только после получения разрешения главы местной администрации (ст. 39 ГрК РФ). Вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. Например, Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденными решением Первоуральской городской Думы от 26 августа 2010 г. N 241 , предусматривается, что в территориальную зону ведения коллективного садоводства и дачного хозяйства (зона СХН-1) включаются территории, используемые для занятия огородничеством, садоводством, дачным хозяйством без возможности строительства индивидуального жилого дома. Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденными решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 6 мая 2013 г. N 742 , предусматривается, что в зоне садоводства, огородничества и дачного строительства (СХс) предусматриваются такие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, как "для ведения садоводства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем" и "жилые дома и строения на садовых земельных участках". -------------------------------- Вечерний Первоуральск. 16 ноября 2010 г. N 86. Ведомости Надеждинского сельского поселения. 7 мая 2013 г. N 7. В отдельных случаях градостроительные регламенты предусматривают возможность размещения на садовых земельных участках объектов капитального строительства, не поименованных в законе, но, однако, и напрямую не запрещенных им. К примеру, градостроительный регламент, утвержденный для территориальной зоны садово-огороднических объединений на землях населенных пунктов (Ж-4) в составе Правил землепользования и застройки ЗАТО Северск (утверждены решением Думы ЗАТО Северск от 18 марта 2010 г. N 94/4 ), предусматривает возможность размещения на садовых земельных участках в качестве вспомогательного объекта открытой стоянки на 1 - 2 легковых автомобиля. Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Нефтекумска, утвержденными решением Совета депутатов города Нефтекумска от 25 мая 2011 г. N 19 , предусматривается возможность возведения на садовых земельных участках построек для содержания мелких домашних животных (при условии содержания их только в границах собственного земельного участка). -------------------------------- Диалог. 7 июня 2011 г. N 23. Восход. 1 июня 2011 г. N 60. Отметим, что строительство на садовых участках осуществляется по правилам, предусмотренным ГрК РФ (ст. 47 - 55), согласно которому с 1 января 2019 г. для строительства садового дома, а также хозяйственных построек не требуется разрешения на строительство; для строительства жилого дома (объекта индивидуального строительства) необходимо получать разрешение на строительство, при этом подготовка проектной документации не требуется. Вторым важным нововведением является наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка признания садового дома жилым домом и наоборот. Напомним, что в настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", что свидетельствует о том, что схожие правоотношения могут быть урегулированы именно на уровне акта Правительства Российской Федерации. Отметим, что в литературе приводилось мнение о том, что садоводы вправе воспользоваться нормами гл. 3 ЖК РФ о переводе нежилого помещения в жилое, то есть административным порядком . При этом необходимо отметить, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (п. 6 ст. 79 ЗК РФ). Подчеркнем, что данные нововведения вступают в силу с 1 января 2019 г. | |
Цитата uxtomkа (2018-11-06 16:20): Мила, по 2 му пункту, возможно имеется ввиду, что есть такие садовые зоны (снт, огородничества и т. п.), в которых по причине расположения в дали от города, в полях, где то между двумя районами, округами, вообще пока бардак и там может не быть принятого и определенного ПЗЗ . Вот в таких местах, строительство будет под вопросом. Возможно об этом речь После изучения комментария к этой статье можно сделать однозначный вывод. Еще раз внимательно читаем саму статью, что бы вспомнить ее смысл: 2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае , если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства . Теперь примеры, которые приводятся в комментариях: Например, Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденными решением Первоуральской городской Думы от 26 августа 2010 г. N 241 , предусматривается, что в территориальную зону ведения коллективного садоводства и дачного хозяйства (зона СХН-1) включаются территории, используемые для занятия огородничеством, садоводством, дачным хозяйством без возможности строительства индивидуального жилого дома . Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденными решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 6 мая 2013 г. N 742 , предусматривается, что в зоне садоводства, огородничества и дачного строительства (СХс) предусматриваются такие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, как " для ведения садоводства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем " и "жилые дома и строения на садовых земельных участках". -------------------------------- Вечерний Первоуральск. 16 ноября 2010 г. N 86. Ведомости Надеждинского сельского поселения. 7 мая 2013 г. N 7. То есть каждая администрация, разрабатывая и утверждая ПЗЗ определяет для своего района (города, округа, сельского поселения и т.д.) персональное разрешенное использование (не противоречащие закону) и даже аббревиатуру (у кого-то это называется СХН-1, у кого-то СХс...у нас СХ-1 и СХ-1, СХ-3). В соответствии с законом необходимо, что бы данная зона предусматривала возможность такого строительства (см. последнее предложение рассматриваемой статьи) От сюда следует, что именно в наших ПЗЗ, т.е. Правилах землепользования и застройки: http://www.xn--90aiqw4a4aq.xn--p1ai/%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8 которые мы открываем и находим Статью 33. Градостроительные регламенты для зон сельскохозяйственного использования СХ-2 ЗОНА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ САДОВОДСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами дачного хозяйства, садоводства. То есть в нашем конкретном случае на СХ-2 можно строить только объекты сельскохозяйственного назначения (это не есть жилые дома) | |
Я лично вижу противоречия наших ПЗЗ новому законодательству, в частности ФЗ № 217 "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 Например, Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов , хозяйственных построек и гаражей; От сюда следует, что на садовом участке я имею право разместить жилой дом! Почему тогда администрация города ограничивает мое право Правилами землепользования и застройки??? Нормативный правовой акт, который издает орган местного самоуправления не может противоречить федеральному законодательству. Если противоречит, можно смело обращаться в суд и обязывать их внести изменения в ПЗЗ. | |
Поднимаю, в связи с актуальностью | |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 апреля 2017 г. N 11-КГ17-3 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Зинченко И.Н., судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Файзрахмановой Гузель Мухамматовны о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на дом по кассационной жалобе Файзрахмановой Г.М. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 30 ноября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2016 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска Файзрахмановой Г.М. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Файзрахмановой Г.М. - Имамова И.Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: Файзрахманова Г.М. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан), выразившихся в вынесении решения от 15 июля 2015 года об отказе в государственной регистрации права собственности на дом , расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань , Советский район, тер. садоводческого товарищества "Защита Природы", участок N 28 , и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем совершения действий по регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, а также выдать свидетельство о государственной регистрации права. Свои требования Файзрахманова Г.М. обосновала тем, что она является собственником земельного участка общей площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для садоводства , расположенного по адресу: Республика <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19 июля 2011 года сделана запись регистрации N <...> и выдано свидетельство (л.д. 93). В 2013 году на данном земельном участке заявителем построен двухэтажный садовый дом с мансардой, общей площадью <...> кв. м, в том числе жилой площадью <...> кв. м. Файзрахманова Г.М. обратилась в территориальный орган Росреестра для регистрации права собственности на садовый дом, приложив к заявлению декларацию об объекте недвижимого имущества от 19 февраля 2015 года, технический паспорт здания (строения) РГУП БТИ от 26 августа 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2014 года, которым отменено решение Советского районного суда г. Казани от 14 апреля 2014 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани к Файзрахмановой Г.М. о признании объекта капитального строительства самовольным строением и его сносе . Государственным регистратором принято решение от 15 июля 2015 года об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом со ссылкой на положения абзацев 4, 10, 13 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а также в связи с тем, что представлены не все необходимые для государственной регистрации права документы, а именно не представлено разрешение на строительство , и, кроме того, на предназначенном для садоводства земельном участке фактически построен жилой дом, что противоречит статье 25.3 Закона N 122-ФЗ. Решением Приволжского районного суда города Казани от 30 ноября 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2016 года, заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований. Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 7 октября 2016 года заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В кассационной жалобе, поданной Файзрахмановой Г.М. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу решения Приволжского районного суда города Казани от 30 ноября 2015 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2016 года, со ссылкой на допущенные судебными инстанциями при рассмотрении дела существенные нарушения норм материального права. По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Управлением Росреестра по Республике Татарстан представлены возражения на данную кассационную жалобу. Файзрахманова Г.М., представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению. В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права , которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении данного дела. Отказывая в удовлетворении административного искового заявления и признавая законным решение Управления Росреестра по Республике Татарстан, суд исходил из того, что возведенный дом является самовольной постройкой, земельный участок с кадастровым номером <...> имеет разрешенное использование для садоводства и не предназначен для ведения личного подсобного хозяйства , а спорный дом расположен на двух земельных участках (с кадастровыми номерами <...> и <...>, один из которых административному истцу не принадлежит. Судебная коллегия полагает, что указанные выводы судебных инстанций противоречат нормам материального права, а также с достоверностью не подтверждаются материалами дела. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд указал, что пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. Статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ (в редакции, д ействовавшей на момент возникновения спорных правоотношений ) предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. В силу пункта 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным законом порядке. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 18 Закона N 122-ФЗ приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 447 утверждена форма Декларации об объекте недвижимого имущества, применявшаяся до 1 января 2017 года. Пункт 2.1 декларации "здание" в графе "дом" заполняется, если объектом недвижимого имущества является дом, созданный на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства. Из материалов дела следует, что объект недвижимого имущества - дом возведен Файзрахмановой Г.М. на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, находящемся в собственности административного истца и расположенном по адресу: Республика <...>, из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования "для садоводства" . Согласно положениям абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) садовые земельные участки предоставляются гражданам или приобретаются для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 66-ФЗ член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке. Сводом правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 849, определено, что на садовом, дачном участке могут воз водиться жилое строение или жилой дом , хозяйственные постройки и сооружения (пункт 6.4). При этом в приложении Б "Термины и определения" к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации . Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что на садовом земельном участке разрешено возведение жилого строения, хозяйственных строений и сооружений с соблюдением всех установленных требований . В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены аналогичные положения. Частями 1 - 3, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться : зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства . Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. С учетом изложенного, суду необходимо было выяснить, включена ли в состав жилых зон территория СДТ "Защита Природы" и вид разрешенного строительства на указанной территории . И с учетом установленного градостроительного зонирования указанной территории разрешить данный спор исходя из положений действующего законодательства. При этом суду необходимо учитывать, что в соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации л юбой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей. На основании изложенного решение районного суда и апелляционное определение подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила: решение Приволжского районного суда г. Казани от 30 ноября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2016 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. | |
Особое внимание обращаем на В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены аналогичные положения. Частями 1 - 3, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться : зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства . Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. С учетом изложенного, суду необходимо было выяснить, включена ли в состав жилых зон территория СДТ "Защита Природы" и вид разрешенного строительства на указанной территории . И с учетом установленного градостроительного зонирования указанной территории разрешить данный спор исходя из положений действующего законодательства. | |
С учетом изложенного, суду необходимо было выяснить, включена ли в состав жилых зон территория СДТ "Защита Природы" и вид разрешенного строительства на указанной территории . И с учетом установленного градостроительного зонирования указанной территории разрешить данный спор исходя из положений действующего законодательства. От сюда следует, что если она не включена в состав жилых зон, то никакого жилого дома на ней быть не может. | |
На СХ-2 никаких жилых домов быть не может. Так как это нежилая зона. И по новому закону перевести нежилое в жилое можно только с учетом установленного градостроительного зонирования указанной территории. И более никак. | |
Выкладываю три запроса, которые, заинтересованные собственники могут отправить в вышеуказанные органы. | |
В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13 от.............................. адрес............................ Я являюсь собственником земельного участка с кадастровым номером ......................, расположенного по адресу: Московская обл., р-н Люберецкий, г. Люберцы, СНТ «Зеленая зона», уч-к ...., площадью ... кв.м. У земельного участка категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства. В настоящее время имею намерение начать строительство на земельном участке жилого строения/жилого дома. Право возведения жилого строения предусмотрено статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ), утрачивающего силу с 01.01.2019 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ), статьей 3 которого предусмотрено право возведения жилого дома. В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек. Решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 20.12.2017 № 164/18 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области (далее – ПЗЗ). Согласно картам, приложенным к ПЗЗ, территория СНТ «Зеленая зона» отнесена к зоне, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2). В соответствии со статьей 33 ПЗЗ зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами дачного хозяйства, садоводства. На основании изложенного, учитывая наличие у меня права на строительство жилого строения/жилого дома в соответствии с федеральным законодательством РФ и действующие ПЗЗ, при условии такого строительства, прошу разъяснить, возможна ли регистрация жилого строения/жилого дома на принадлежащем мне на праве собственности вышеуказанном земельном участке в текущем году в рамках действующего Закона № 66-ФЗ и/или с 2019 года в рамках вступающего с 01.01.2019 в силу Закона № 217-ФЗ. Кроме того, в соответствии с данными таблицы в статье 33 ПЗЗ минимальные предельные параметры земельного участка с видом разрешенного использования для ведения садоводства от 600 кв.м, а для огородничества – от 400 кв.м. Большая часть земельных участков в СНТ «Зеленая зона» сформированы задолго до принятия ПЗЗ и имеют размеры менее 600 кв.м, Так, принадлежащие мне земельные участки так же является ранее сформированным и имеет параметры ...кв.м. В связи с этим прошу сообщить планируется ли и правомерно ли изменение вида разрешенного использования задолго сформированных земельных участков на территории СНТ «Зеленая зона», в том числе, принадлежащих мне на праве собственности земельных участка с вида разрешенного использования для ведения садоводства на иной (в том числе – для огородничества) без согласия собственников земельных участков в целом и без моего согласия в частности. Ответ прошу выдать на руки. О дате и времени получения ответа прошу сообщить по телефону ___________________________________________ «___»_________________20___ г. | |
В Совет депутатов городского округа Люберцы Московской области 140000, МО, г. Люберцы, Октябрьский проспект, 190 от …........................ адрес......................... Я являюсь собственником земельного участка с кадастровым номером .................., расположенного по адресу: Московская обл., р-н Люберецкий, г. Люберцы, СНТ «Зеленая зона», уч-к ..., площадью ....кв.м. У земельного участка категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства. В настоящее время имею намерение начать строительство на земельном участке жилого строения/жилого дома. Право возведения жилого строения предусмотрено статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», утрачивающего силу с 01.01.2019 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 3 которого предусмотрено право возведения жилого дома. В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек. Решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 20.12.2017 № 164/18 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области (далее – ПЗЗ). Согласно картам, приложенным к ПЗЗ, территория СНТ «Зеленая зона» отнесена к зоне, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2). В соответствии со статьей 33 ПЗЗ зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами дачного хозяйства, садоводства. На основании изложенного, учитывая наличие у меня права на строительство жилого строения/жилого дома в соответствии с федеральным законодательством РФ и действующие ПЗЗ, прошу разъяснить, возможно ли строительство жилого строения/жилого дома на принадлежащем мне на праве собственности вышеуказанном земельном участке. Так же, учитывая данные таблицы в статье 33 ПЗЗ, прошу сообщить о максимальном проценте застройки земельного участка и минимальном отступе от границ земельного участка, поскольку минимальные предельные параметры земельного участка с видом разрешенного использования для ведения садоводства от 600 кв.м, при том, что мой земельный участок .....кв.м. Прошу рассмотреть настоящее обращение в установленный действующим законодательством месячный срок. Ответ прошу выдать на руки. О дате и времени получения ответа прошу сообщить по телефону ___________________________________________ «___»_________________20___ г. | |
Главе городского округа Люберцы В.П.Ружицкому 140000, МО, г. Люберцы, Октябрьский проспект, 190 от....................... адрес................................... Уважаемый Владимир Петрович! Я являюсь собственником земельного участка с кадастровым номером....................., расположенного по адресу: Московская обл., р-н Люберецкий, г. Люберцы, СНТ «Зеленая зона», уч-к ..., площадью ... кв.м. У земельного участка категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства. В настоящее время имею намерение начать строительство на земельном участке жилого строения/жилого дома. Право возведения жилого строения предусмотрено статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», утрачивающего силу с 01.01.2019 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 3 которого предусмотрено право возведения жилого дома. В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек. Решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 20.12.2017 № 164/18 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области (далее – ПЗЗ). Согласно картам, приложенным к ПЗЗ, территория СНТ «Зеленая зона» отнесена к зоне, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2). В соответствии со статьей 33 ПЗЗ зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами дачного хозяйства, садоводства. На основании изложенного, учитывая наличие у меня права на строительство жилого строения/жилого дома в соответствии с федеральным законодательством РФ и действующие ПЗЗ, прошу разъяснить, возможно ли строительство жилого строения/жилого дома на принадлежащем мне на праве собственности вышеуказанном земельном участке. Так же, учитывая данные таблицы в статье 33 ПЗЗ, прошу сообщить о максимальном проценте застройки земельного участка и минимальном отступе от границ земельного участка, поскольку минимальные предельные параметры земельного участка с видом разрешенного использования для ведения садоводства от 600 кв.м, при том, что мой земельный участок ....кв.м. Прошу рассмотреть настоящее обращение в установленный действующим законодательством месячный срок. Ответ прошу выдать на руки. О дате и времени получения ответа прошу сообщить по телефону ___________________________________________ «___»_________________20___ г. | |
https://www.xn--90aiqw4a4aq.xn--p1ai/node/8 Это ссылка, по которой можно написать главе администрации (последнее обращение) | |
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 30 августа 2016 г. по делу N 33-6996/2016 Судья Дешпит В.С. Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Дубинина А.И. судей Фомина М.В. и Шишовой В.Ю. при секретаре Д. рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя И. - П. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2016 года по делу по исковому заявлению И. к администрации г. Георгиевска Ставропольского края о признании нежилого садового дома жилым помещением заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю. установила: И. обратился в суд с иском к администрации г. Георгиевска Ставропольского края о признании нежилого садового дома жилым помещением. В обоснование иска указал, что он является собственником нежилого садового дома площадью 132,5 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, , ул. , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N , выданным 20 января 2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Указанный дом расположен на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке кадастровый номер площадью 531 кв. м с разрешенным использованием - для ведения садоводства и огородничества. Дом полностью благоустроен, является коммуникабельным строением, что подтверждается выпиской N 222 от 09 августа 2013 года, выданной филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Ставропольскому краю); имеется водоснабжение и выгребная яма, вентиляция, газоснабжение, электроснабжение, телефон, предусмотрены меры и средства пожарной безопасности. Дом находится в пределах городской черты, в шаговой доступности расположена вся необходимая инфраструктура - почта, больница, сеть магазинов, банк, рынок, школы, детские сады. Дом для него является единственным местом жительства, отвечает всем санитарным, строительным, радиационным нормативам РФ, проживание в доме не создает угрозу жизни здоровью гражданам, так как строение возведено с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, что подтверждается экспертно-техническим заключением ООО "ПГС" 2013 года. Считает, что принадлежащий ему на праве собственности садовый дом соответствует всем критериям, позволяющим признать его жилым помещением в соответствии с нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федеральных законов "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". И. просил признать нежилой садовый дом, принадлежащий ему на праве собственности, площадью 132,5 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, , жилым помещением, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации (т. 1 л.д. 7-10). Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2016 года в удовлетворении искового заявления И. к администрации г. Георгиевска Ставропольского края отказано. В апелляционной жалобе представитель И. - П. указывает, что решение суда подлежит отмене как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права. Судом не дана надлежащая оценка имеющим существенное значение обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в том числе выводам, изложенным в заключении ООО Центра судебных экспертиз "Эксперт-Профи" N 169 от 02 июня 2015 года. Суд не применил нормы материального права, подлежащие применению, - ч. 4 ст. 22, ч. 2 ст. 15, ст. 16 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ, п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 263 ГК РФ, ст. 56 ЗК РФ, абз. 2 ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ч. 1, ч. 3 ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 2 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Указывает, что суд не учел, что прямого запрета на возведение жилых домов на садовых земельных участках действующее законодательство не содержит. Считает, что отсутствие определенного порядка для признания строения, расположенного на садовом участке, жилым, не может являться препятствием для удовлетворения исковых требований, т.к. действующим законодательством предусмотрены основания и условия, при которых нежилое помещение может быть признано жилым. Просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Георгиевска М. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на несостоятельность и необоснованность доводов жалобы. И. в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки истца в судебное заседание не предоставлено, заявление или ходатайство об отложении дела слушанием не поступило. Принимая во внимание, что истец извещен о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в его отсутствие, по имеющимся в деле материалам. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя И. - П., действующую по доверенности от 01.06.2016 и на основании ордера N от 30.08.2016, полагавшую решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, а также представителя администрации г. Георгиевска М., действующего на основании доверенности N от 11.04.2016, считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения вынесенного по делу решения. Как следует из материалов дела, И. на основании договора купли-продажи от 28.03.2006 и декларации об объекте недвижимого имущества от 09.11.2014 принадлежат на праве собственности садовый домик, двухэтажный нежилой, площадью 132,5 кв. м (л.д. 6) и земельный участок для ведения садоводства и огородничества с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, площадью 531 кв. м (л.д. 15), расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск , . Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка от 09.02.2015 земельный участок с кадастровым номером по вышеуказанному адресу относится к категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства и огородничества (л.д. 14). Из содержания письма администрации г. Георгиевска, направленного в адрес И. в ответ на его обращение о переводе указанного нежилого садового домика в жилое помещение, следует, что перевод нежилого садового домика в жилое помещение невозможен ввиду отсутствия правовых оснований, п оскольку данный объект расположен на территории ДНТ , которая не входит в зону жилой застройки. Отказывая И. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий истцу нежилой садовый домик не входит в жилищный фонд, а, следовательно, возникшие спорные правоотношения не регулируются нормами жилищного права. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном толковании и применении к спорным правоотношениям норм материального права, их регулирующим. Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил , а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод нежилого помещения в жилое допустим при соблюдении двух условий: нежилое помещение должно отвечать установленным жилищным законодательством требованиям и соответствовать требованиям градостроительного законодательства. В силу п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ). Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов ; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Согласно пункту 2 этой же статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий . В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов , строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Статьей 42 Земельного кодекса РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. В соответствии с положениями частей 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Изменение разрешенного вида использования земельного участка относится к ведению местной администрации. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Георгиевска , утвержденными решением Думы города Георгиевска от 19.12.2012 N 124-13, территория ДНТ в г. Георгиевске расположена в зоне коллективных садов (зона СХ-2) . Вид и состав указанной территориальной зоны определен в соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в состав зон сельскохозяйственного использования включаются зоны, предназначенные для ведения дачного хозяйства, садоводства. Зона коллективных садов выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, а также отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Указанные Правила обязательны для исполнения органами местного самоуправления города Георгиевска, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими государственный и муниципальный земельный контроль и контролирующими градостроительную деятельность на территории города Георгиевска. В соответствии с генеральным планом города Георгиевска, являющимся документом территориального планирования городского округа, территория дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" также не относится к жилой зоне . Более того, на территории ДНТ "Рассвет" отсутствуют условия для признания ее жилой в соответствии с градостроительными требованиями (существующая планировка застройки ДНТ, необеспеченность социальными объектами, инженерной и транспортной инфраструктурами и т.д.). На территории жилой застройки должен обеспечиваться подъезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, должны быть предусмотрены установленные действующими нормативами ширина жилых улиц, длина тупиковых улиц, разъездные площадки, обеспеченность машиноместами для хранения и парковки автомобилей, определенный минимум земельного участка, отведенного для эксплуатации жилого дома, а также отдаленность от маршрутов общественного транспорта, телефонная связь, трехпрограммное радиовещание, телевизионное вещание, обеспечение учреждениями и предприятиями обслуживания населения, обеспечение предприятиями, учреждениями, благоустройство и озеленение и мн. др., однако перечисленные требования на территориях садоводческих и дачных некоммерческих товариществ не соблюдены и технически не могут быть выполнены. Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет садовый земельный участок как земельный участок для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Судом установлено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный садовый дом, не представляется возможным, поскольку, как отмечалось выше, территория ДНТ не входит в жилую зону, а относится к зоне СХ-2) . С требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка И. не обращался. При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований И. о признании принадлежащего ему садового домика жилым помещением. Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка заключению ООО Центра судебных экспертиз "ЭКСПЕРТ-ПРОФИ" N 169 от 02 июня 2015 года о том, что спорный нежилой садовый дом возведен в соответствии с требованиями строительно-технических, градостроительных норм и правил, санитарно-эпидемиологическими и противопожарными требованиями, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не влекут отмену или изменение решения, поскольку суд, оценивая данное доказательство наряду с другими доказательствами по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об установлении факта пригодности данного садового дома для постоянного проживания с правом регистрации в нем, что отражено в мотивировочной части обжалуемого судебного решения. Сам по себе факт пригодности спорного садового дома для постоянного проживания не влечет для органа местного самоуправления обязанность по признанию дома жилым помещением. Судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил круг юридически значимых для дела обстоятельств, с достаточной полнотой исследовал их, произвел надлежащую оценку представленных доказательств, верно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется. При таких обстоятельствах следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя И. - П. - без удовлетворения. | |
Подразделы:
Читавшие эту страницу также интересовались:
- Администрация города люберцы
- Московский завод бассейнов
- Малаховское отделение полиции паспортный стол
- Есть ли смысл ехать в иваново
- Когда снесут гаражи в москве между некрасовкой и косино гск восход 3