Телеграм

Как контролировать власть

http://www.newsland.ru/news/detail/id/993280/

Добавить ответ
DM
• 10/07/12 14:15, #370642 Рейтинг: 0
Сообщений: 16415
Место жительства:
Люберцы
Статус: оффлайн
Независимый муниципальный депутат района Зюзино, профессиональный аудитор, основатель и руководитель «Организации народного контроля» Наталья Чернышева провела мастер-класс «Как контролировать власть». Slon публикует его сокращенную версию.

Источник всех наших проблем – бесконтрольность, в том числе и в российской финансовой системе. Я могу судить об этом объективно, поскольку закончила МГИМО по специальности «Международный аудит». Как вы знаете, парламентским органом финансового контроля в нашей стране является Счетная палата, но так получилось, что она у нас существует сама по себе и никак не влияет на работу контрольно-счетных палат в регионах. А те в свою очередь не подчиняются централизованно Счетной палате, а зависят от местных органов власти. Я часто спрашиваю у работников этих контрольно-счетных палат: «Неужели вы не видите, как у вас воруют?» Ведь любой аудитор, только если он не клинический дебил, в состоянии объективно оценить ситуацию. На что они мне отвечают: «Конечно, видим. Но нам тут жить».

В Москве на 125 управ и муниципалитетов приходится всего лишь 28 контролирующих аудиторов. Притом для того, чтобы нормально проверить хотя бы один орган власти, нужно три или четыре человека. Что касается управляющих компаний, то их проверяют коммерческие аудиторские организации. Запрашивая те отчеты, которые они составляют, я никогда не поверю, что на компанию с полумиллиардным оборотом не найдется ни одной ошибки по расходам, например. Такого просто не бывает. И когда аудиторы пишут, что все проверили, но не обнаружили никаких погрешностей, это значит, что они вообще ничего не проверяли, а договорились между собой. Поэтому коммерческим аудитом я заниматься не хочу.

Как родилась идея создания «Организации народного контроля»?

Лет пять назад, когда я еще была наивной, я собиралась устроиться в Счетную палату. Там посмотрели мою резюме, им все понравилось: «Да, замечательно! Только имейте в виду: у нас вступительный взнос в размере $200 000. Но вы не волнуйтесь, сумма отбивается в первые полгода». В общем, с госконтролем отношения тоже не сложились.

Оставался только один путь: создать свою организацию и набрать таких же сумасшедших профессионалов, которые не только хотят зарабатывать деньги, но и горят желанием что-то делать для людей, для народа, как бы пафосно это ни звучало. Лично для меня стало толчком прочтение фантастического рассказа Михаила Веллера «Испытатели счастья». В нем рассказывается про то, как герои занимались программированием счастья в лаборатории НИИ. Одна из героинь говорит примерно следующее: «Вот лежу я в постели. И все у меня есть: и муж, и ребенок, и работа. Но неужели это все, зачем я на свет родилась?»

Я чувствовала
то же самое. Вскоре мы собрались с профессиональными аудиторами, бухгалтерами, юристами и создали собственную организацию.

Каковы цели «Организации народного контроля»?

«Организация народного контроля» (ОНК) – автономная некоммерческая организация (АНО). Невозможно было бы создать ОНК, если бы с января 2010 года не вступил в силу Федеральный закон 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Благодаря нему каждый желающий, в том числе и организации, имеет право получить доступ к информации о государственной деятельности.

Наша цель – создание системы народного контроля, которая бы противостояла коррумпированной чиновничьей системе. Запрашивая и проверяя отчетности, мы осуществляем надзор над органами власти всех уровней и расходованием бюджетных
средств. Кроме того, мы контролируем управляющие компании в сфере ЖКХ – это то, что больше всего волнует горожан. А еще мы обучаем тому же активных граждан (собственно, этим я и занимаюсь в данный момент).

Очень много времени было потрачено на поиск волонтеров: нам хотелось, чтобы чиновники по всей стране получали наши запросы и чувствовали, что они не бесконтрольны. Желающие вступить в ОНК сначала переживают, что без специальных знаний не смогут разобраться в страшном нагромождении цифр в отчетах, не сумеют самостоятельно применить закон. Мы их обучаем, даем все необходимые инструкции, бумаги, шаблоны запросов, рекомендации по проверке муниципального бюджета, которые, кстати, есть на нашем сайте. На деле все это довольно легко. В любом случае, даже если остаются какие-то вопросы, мы всегда готовы проконсультировать.

Поначалу, когда мы только основали ОНК, нам финансово помогали люди искусства, не равнодушные к проблемам общества. Однако в последнее время на них усилилось давление со стороны власти. И сейчас деньги подкидывает только малый бизнес, да и то изредка. Естественно, у нас у всех, помимо этой деятельности, есть своя работа, свой бизнес. Деньги в основном нужны нам на поездки в регионы: на билеты и проживание.

Как именно воруют чиновники?

Проверяя муниципальный бюджет, мы чаще всего начинаем с выяснения того, сколько получают чиновники. Все просто: необходимо узнать, какую часть от всех расходов составляют расходы на зарплату, и разделить эту сумму на количество работников муниципалитета. Анализ показывает, что на зарплату в среднем уходит более 60% расходов того или иного органа власти. Для муниципалитета эта сумма оправдана, поскольку там работает большое количество сотрудников опеки и попечительства. Но выясняется, что и у префектуры с годовой сметой расходов в 300 миллионов рублей 200 уходят на выплату зарплаты.

Довольно часто проверяем СМИ. Например, в отчетах нам пишут, что миллион рублей был потрачен на выпуск муниципальной газеты. Что мы делаем: сначала узнаем ее тираж и список адресов, по которым она распространяется. Далее прикидываем, сколько жителей в районе. Например, в Зюзино 126 000 жителей, тираж газеты – 42 000 экземпляров. То есть, все жители должны получать эту газету. Мы идем по домам, спрашиваем у жильцов, получают ли они ее. Чаще всего люди делают удивленные глаза и говорят, что уже два года как не держали эту газету в руках. По отчетам же проходит, что почтальон ее регулярно разносит. Мы допрашиваем с пристрастием главного редактора, и через часик он раскалывается, что тираж был донесен до ближайшей помойки. Более того, фактический тираж муниципальных СМИ часто отличается от официального. Заявлено 42 000, на деле выходит 10 000. Бюджет, естественно, распиливается.

Еще очень хорошая отмывочная статья для чиновников – это праздники. Приглашают местную самодеятельность, а по отчетам платят ей как Киркорову или Пугачевой.

Спорт – тоже довольно большая статья расходов и, соответственно, отличная возможность
своровать. У каждого муниципалитета есть спортивно-досуговое учреждение, которое должно работать на пользу жителей. Мы обычно запрашиваем, сколько там тренеров, какая у них зарплата, и, анализируя полученные данные, выясняем, насколько правдива эта графа в отчетности. Вот, к примеру, была такая ситуация: в Коломне на спорт ушло около 500 миллионов рублей. А выяснилось, что за год была потрачена лишь небольшая сумма на обслуживание Ледового Дворца. Чиновник, который занимался развитием спорта в Коломне, находится сейчас под следствием.

На образовательные проекты тоже обычно уходит много средств. И тут достаточно прочитать названия целевых проектов, чтобы все стало понятно. Бывают очень смешные, например «Отношение к администрации города в детском рисунке» или «Основы джазовых мотивов в народных напевах Мордовии».

Проверяя бюджет, важно требовать расшифровки по отдельным статьям расходов. То есть, если вас смущает какая-то статья, необходимо запрашивать у органов власти информацию о том, какие именно мероприятия проводились на эти деньги, что именно было куплено, требовать акты выполненных работ. И, самое главное, нужно общаться с местными жителями: они знают, что было сделано, а что нет.

Что делать с ЖКХ?

Волнующая тема ЖКХ. Здесь чаще всего управляющие компании воруют путем составления липовых актов. Задача нашей организации – чтобы ни одна работа не проходила без подписей жителей. Если ДЭЗ что-то делает, он обязательно должен получить подписи у жильцов или старшего по подъезду. Иначе работа не считается выполненной и не является статьей расходов.

Однажды, когда я была председателем ТСЖ, мне позвонили и говорят: «Мы тут у вас в подвале проводим работы. Распишитесь, пожалуйста». Я отказалась: «Почему вы мне звоните после того, как провели работы? Вы должны были позвонить мне в самом начале, показать, как все ужасно. А в конце – ознакомить с результатом, предоставить смету. В следующий раз звоните мне, пожалуйста, заранее». Они почесали в затылке и согласились. Спустя какое-то время вновь раздался звонок: «Мы собираемся проверять электроплиты в домах. У нас есть акты, вы нам их подпишете?» Я опять отказалась, потребовав составить протокол, где напротив каждой квартиры будет стоять подпись жителя и его контактный телефон для связи. Они чуть не удавились, но выбора у них не оставалось. А потом я выборочно обзванивала подписавшихся, спрашивала, проводились ли у них работы. И только после этого подписала акт.

То, что в данный момент у нас повышаются тарифы, конечно, абсолютно не оправдано. Непонятно, сколько еще люди будут это терпеть. ОНК предлагает развернуть кампанию ненасильственного сопротивления: не платить три месяца за услуги ЖКХ, устроить кассовый разрыв. Только в этой кампании не должны участвовать те, кто получает субсидии: малоимущие, инвалиды, многодетные. Наше государство очень успешно
борется с собственным народом и перестает платить субсидии, когда у граждан появляется долг хотя бы за один месяц. Если люди массово перестанут платить за услуги ЖКХ (в Коломне, Голицыно, Одинцово, например, уже об этом договорились), то мы сможем воздействовать на власть.

Как мы поступаем с результатами проверок?


Во-первых, как я уже говорила, благодаря нашей деятельности чиновники узнают, что они не бесконтрольны. Это важно.

Во-вторых, все материалы
, которые у нас набираются, мы сдаем в ОБЭП и прокуратуру. Правда, зачастую там говорят, что у них нет специалистов и они не умеют проверять так, как мы. Либо вообще заявляют: «Ой, украли-то всего 2 миллиона, что-то это мало. Нам интересно, если хотя бы 200!» Представляете, как здорово! Понятно, что в большинстве случаев прокуратура и ОБЭП нам не помощники.

Посадить в тюрьму нам пока никого не удалось, но по крайней мере мы доводим до суда. В Екатеринбурге был инцидент, когда управляющая компания провела работы без подписей жителей. В итоге она была оштрафована на 270 000 рублей.

Бывают ли случаи, когда нам угрожают?


Бывают. Недалеко от моего дома работал замечательный книжный магазин, единственный на весь район. В один прекрасный день из этого магазина решили сделать пивную. Жители были возмущены, стали обращаться ко мне. Я написала заявление в муниципалитет. Мне ответили, что согласия на переоборудование не давали, и перенаправили в префектуру. Однако там тоже заявили, что были против затеи с пивной.

Я продолжила заниматься этим делом, и тут меня вызвали в управу. И там мне сказали: «Ты что, хочешь героина в карман?» Ничего не оставалось, кроме как идти в само заведение и договариваться с его владельцем. К счастью, нам удалось достичь консенсуса: часть пивной была отдана лоткам с книжками и канцтоварами, которые продаются там до сих пор.



________________________
"Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!"
Фаина Раневская
Morgan
• 10/07/12 15:59, #370683 Рейтинг: 0
Сообщений: 10021
Место жительства:
Статус: оффлайн
DM (2012-07-10 14:15)В Москве на 125 управ и муниципалитетов приходится всего лишь 28 контролирующих аудиторов. Притом для того, чтобы нормально проверить хотя бы один орган власти, нужно три или четыре человека.
Так команда из 4-х человек не круглый год одну управу будет проверять
Если в году 53 недели, на проверку одной управы или муниципалитета нужно недели три, при этом у нас есть 7 команд по 4 человека (всего 28 человек), то все этим люди за год успеют проверить 53 недели/3 недели на проверку*7 команд=124 управы итого если в команде будет по 4 человека и 159, если в команде будет по 3 человека, т.е. имеющимся составом людей можно спокойно покрыть от 124 до 159 предприятий, если работать круглый год без отпусков, но т.к. фактическое количество предприятий близко к нижней границе их возможностей - то количество проверяющих выглядит адекватным их нагрузке, могли бы и работать качественно.
DM (2012-07-10 14:15)Что касается управляющих компаний, то их проверяют коммерческие аудиторские организации. Запрашивая те отчеты, которые они составляют, я никогда не поверю, что на компанию с полумиллиардным оборотом не найдется ни одной ошибки по расходам, например. Такого просто не бывает. И когда аудиторы пишут, что все проверили, но не обнаружили никаких погрешностей, это значит, что они вообще ничего не проверяли, а договорились между собой. Поэтому коммерческим аудитом я заниматься не хочу.
Справедливости ради про коммерческих аудиторов нужно отметить, что если аудиторы пишут, что не обнаружили погрешностей - это значит, что погрешностей в отчетности уже нет (т.е. если что-то нашли, аудитор обязан предложить проверяемому исправить ошибки, и если проверяемый их исправил - обязаны написать, что отчетность составлена верно - и это согласно стандартам).

А вообще - идея хорошая. Не пойму только, на чьи деньги они существуют. Наверное, Госдеп раскошелился, чтобы чиновникам нашим насолить.

В плане контроля за ЖКХ - меня искренне умиляет читать каждый год, что "отчетность ЛГЖТ достоверна, за исключением баланса строки 1520 Кредиторская задолженность ввиду отсутствия аналитического учета". Т.е. ЛГЖТ из года в год не может расшифровать, кому они должны порядка 371 млн рублей и это все, тем не менее, в их отчетности называется краткосрочная кредиторская задолженность. А уж раскрытия в их отчетности (точнее - их отсутствие) - это просто песня.



________________________
"Карфаген должен быть разрушен"
DM
• 10/07/12 17:23, #370704 Рейтинг: 0
Сообщений: 16415
Место жительства:
Люберцы
Статус: оффлайн
Morgan (2012-07-10 15:59)А вообще - идея хорошая. Не пойму только, на чьи деньги они существуют. Наверное, Госдеп раскошелился, чтобы чиновникам нашим насолить.

В плане контроля за ЖКХ - меня искренне умиляет читать каждый год, что "отчетность ЛГЖТ достоверна, за исключением баланса строки 1520 Кредиторская задолженность ввиду отсутствия аналитического учета". Т.е. ЛГЖТ из года в год не может расшифровать, кому они должны порядка 371 млн рублей и это все, тем не менее, в их отчетности называется краткосрочная кредиторская задолженность. А уж раскрытия в их отчетности (точнее - их отсутствие) - это просто песня.
Идея хорошая и из-за этого (работает ведь) выложил данную статью

А ЛГЖТ... это просто песня....



________________________
"Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!"
Фаина Раневская
Лионель
• 27/06/14 04:26, #507191 Рейтинг: 0
Сообщений: 7328
Место жительства:
Люберцы, Южная сторона
Статус: оффлайн
Если власть местная, то теперь ясно кто и как будет контролировать. О власти читайте здесь






Подразделы:
  • форум
  • новые сообщения

  • Читавшие эту страницу также интересовались: