Телеграм

Закон что дышло... 1 января 2006 года мы проснемся в другой стране

Не успели очухаться от пресловутого “монетного”, 122-го, как на носу введение в силу еще одного — 131-го, полное название которого “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. За внешним благопристойным звучанием кроются еще те “ягодки”! В Подмосковье выборы в 299 новых муниципальных образованиях (поселениях) пройдут 4 сентября этого года, а к исполнению своих обязанностей свежеиспеченные народные избранники приступят с 1 января 2006 года. Вот тогда-то, под трескучие морозы, и полезут особенности национального самоуправления...
     Вот возьмем, к примеру, Люберецкий район — не самое бедное муниципальное образование Московской области. С нового года город Люберцы будет сам по себе, а район вроде тоже как сам. По крайней мере появится две администрации со всеми причитающимися атрибутами власти, но никак не равнозначными бюджетами. В Люберцах будет свет, газ, тепло, новые дороги и тротуары (ну это если глава не поскупится), а в округе всю перечисленную коммуналку оплатить будет нечем. В городе — крупнобюджетные предприятия, процветающие фирмы, богатые учреждения, которые продолжат исправно платить налоги, на которые, собственно, и будет обустраиваться быт люберчан. А вот в районе денег кот наплакал.
     Пример — один из сотен. Причем не самый удручающий, ибо есть еще и Серебряно-Прудский район, и Лотошинский, и Шаховской, и ряд других. Они и сейчас-то дотационные, потому как большей частью сельскохозяйственные, но и там пройдет резкая грань между более-менее обеспеченными поселениями и теми, где все богатство заключается в чистом воздухе и девственных лесах, которыми особо сыт не будешь.
     — Введение закона о муниципальных образованиях действительно резко разделит людей в Подмосковье на богатых и бедных, — говорит министр по делам территориальных образований Московской области Валерий Чернов. — Ближние к Москве городские и сельские поселения, там, где традиционно развивается промышленность, где дорогая земля, не испытают каких-либо потрясений. А вот отдаленным сельским поселениям придется туго. Впрочем, в масштабах области в целом, мне кажется, удастся избежать серьезных последствий.
     Мнение министра весьма оптимистично, но здесь он не кривит душой, ибо Подмосковье в целом по стране достаточно крепкий в экономическом плане регион (Москва так и вовсе не заметит введение в действие 131-го закона). По полной программе аукнется другим областям России, где уровень развития сильно ниже. Впрочем, есть уже и конкретный опыт местного самоуправления, например в Ставропольском крае, где эксперимент длится уже полгода.
     Выбор этого субъекта в качестве опытного “полигона” определялся тем, там действовали не органы местного самоуправления, а территориальные органы государственной власти — оставалось вместо государственной власти на районном уровне сформировать органы местного самоуправления. Сейчас на Ставропольщине действует 26 вновь образованных муниципальных районов, 9 городских округов, 12 городских и 268 сельских поселений. Всего 315 муниципальных образований. (В Московской области — 378.)
     Опыт, полученный в Ставрополье, свидетельствует о необходимости более четко определить налоговую базу каждого уровня муниципальной власти, сделать ее самодостаточной. В частности, в Ставропольском крае объем финансовой помощи местным бюджетам в текущем году в сравнении с прошлым годом возрос в 5,3 раза. В крае резко увеличилось число муниципальных образований, бюджеты которых формируются в основном за счет финансовой помощи, а не налоговых поступлений. Сложности возникли с разграничением имущества, особенно имущества жилищно-коммунального комплекса, расположенного иногда в нескольких районах. Имущественное перераспределение в сфере ЖКХ опасно непредсказуемым поведением тарифов.
     — Ставропольский опыт позволяет сказать, что основные сложности еще впереди, и к ним надо быть готовыми, — считает Валерий Чернов. — Вместе с тем есть надежда, что проблемы, которые выявились, будут решены на федеральном уровне, что позволит нам в Подмосковье менее болезненно перейти в новые условия функционирования местного самоуправления.
     ...1 января 2006 года мы действительно проснемся в новой стране, и пробуждение это будет резко отрезвляющим — жить придется по новым законам, механизм которых до конца так и не отработан. Одна отрада — демократии будет больше, чем при новгородском вече. Будет ли от этого тепло, светло и сытно? Большой вопрос...

Московский Комсомолец
от 08.06.2005
www.mk.ru



Читавшие эту страницу также интересовались:



Поддержать проект:

DonationAlerts