Дело пахнет формальдегидом
В этом году в Люберецком районе на берегу реки захоронили ядовитые отходы
- Я вам не советую здесь долго находиться, - предупреждает мой провожатый Игорь Викторович.
- А что может случиться?
- Начнёте задыхаться, на коже какая-нибудь сыпь высыпит.
Словам Игоря Викторовича пришлось поверить уже через несколько минут, когда запершило в горле, зачесалась кожа и появилась резь в глазах. Шагал я по берегу реки Пехорки, не так далеко от жилых домов городского поселения Томилино (Люберецкий район)… Шагал по чёрному грунту, испарения которого уже несколько месяцев травят местных жителей. И следы преступления на этом грунте видны отчётливо. Так куда же они ведут?
Первые отравления воздухом с берегов Пехорки жители Томилино получили ещё весной этого года. Сначала никто не мог понять, откуда несёт химикатами:
– Ещё в мае стало невозможно нормально дышать как на улице, так и в квартире. По ночам, когда ветер дул со стороны соседнего Красково, мы закрывали форточки из-за сильнейшего запаха, чем-то напоминающим запах медикаментов, – рассказывает житель Томилино Вячеслав К.
– Ужасно болела голова, сдавливало грудь, – говорит земляк Вячеслава Олег Тятов.
А у некурящей Марии Шершаковой вообще появился кашель курильщика, её же трёхлетний сын уже несколько месяцев страдает от болей в горле.
Люди стали искать источник отравленного воздуха: грешили на Люберецкую станцию аэрации (она периодически выпускает биогазы в атмосферу), на свалки твёрдо-бытовых отходов, они в округе тоже имеются. Нет же! «Аромат» в линейке удушливых был новым.
Тайна смердящего источника приоткрылась, когда ночью один из жителей снял на видеокамеру грузовики, сваливающие нечто на берег Пехорки. Движение самосвалов напоминало секретную операцию. Ещё бы! За одну ночь сотни машин и никакой публичной информации о столь масштабном мероприятии!
Время разбрасывать… грунт
Кадры с колоннами самосвалов, свозящих к реке непонятно что, тут же попали в интернет и стали хоть и неприятным, но достоянием общественности. Образовалась инициативная группа жителей Люберецкого района: граждане задались целью положить конец массовым отравлениям и вывести на чистую воду тех, кто загадил окружающую среду. Первым делом жители стали обращаться во все инстанции. Инстанции среагировали: одни прислали справочную информацию, другие – проверяющих.
Так, администрация Люберецкого района на полное тревог обращение жителей ответила, что земельный участок, где по предположениям граждан несанкционированно складируются отходы, предоставлен ООО «ВИВА ТРАНС» под рекультивацию. При этом администрация городского поселения Красково (оно входит в состав Люберецкого района) этой компании выдало разрешение на проведение хозяйственных работ, в числе которых складирование грунтов 5-го класса опасности (то есть безвредных для человека).
Ещё больше детективных элементов в дело об отходах внесла оказавшаяся в интернет-сети копия документа из Департамента строительства города Москвы, где указано, что ЗАО «Мосстрой-17», ведущее работы по сносу Кусковского химического завода, оформило разрешения на перемещение отходов строительства, отходополучателем (по тексту документа) значится всё то же ООО «ВИВА ТРАНС». Логично предположить (и это сделала инициативная группа), что под видом безвредных отходов 5-го класса опасности грузовики возили на берег Пехорки заражённые химическими веществами обломки зданий и грунт со столичного предприятия. И дело «проворачивалось» при непосредственном участии «ВИВА ТРАНС».
Теперь о проверках. Они начались ещё в мае этого года и их было много. Объектом ревизий, естественно, стала территория «подозреваемой» фирмы. Приезжали из Межрайонной природоохранной прокуратуры – складирования отходов производства не выявили. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области в городах Дзержинский, Лыткарино, Люберецком районе тоже проверял атмосферный воздух и в районе участка рекультивации, и в посёлке Томилино.
Превышения содержания вредных веществ Роспотребнадзор не обнаружил. Были и специалисты из Департамента Росприроднадзора по ЦФО, и они не нашли источник химического запаха на территории «ВИВА ТРАНС». Такие заключения надзирающих органов не удовлетворили инициативную группу. Граждане продолжили своё расследование при поддержке телеканала «Томилино» TV и администрации городского поселения Томилино. Местные журналисты пытались проникнуть на территорию «ВИВА ТРАНС». Но камер для обзора проблемы не хватило. И уже администрация городского поселения Томилино установила свою камеру, только не большую, как у телевизионщиков, а маленькую:
– Одна из организаций в районе реки Пехорки убирала мусор, – рассказывает заместитель главы администрации городского поселения Томилино Вадим Лапицкий. – Но работы пришлось прекратить. Причина – отравленная атмосфера в этом районе. Так тракториста, участвовавшего в них, госпитализировали. Было и множество жалоб жителей. Поэтому администрация Томилино приняла решение установить веб-камеру, которая зафиксировала и выбросы с завода по производству алюминия, и жёлтый дым ещё с какого-то предприятия, и сотни самосвалов с каким-то непонятным грузом.
– А ввоз отходов на площадку «ВИВА ТРАНС» камера зафиксировала?
– Конкретно туда нет, камера была установлена, когда отходы уже захоронили.
И время собирать… отраву
Вот они те самые неприступные ворота, а за ними производственная площадка «ВИВА ТРАНС», где по предположениям зарыты отходы с Кусковского химического завода. На территорию заезжаем вместе с заместителем генерального директора ООО «ВИВА ТРАНС» Игорем Тороповым. Площадка просторная – 14 гектаров, посередине котлован глубиной до трёх метров. Сейчас он заполнен водой, по глади которой плавают утки. Этот котлован раньше был и отстойником, и местом разработки торфа.
– Неудивительно, что после хозяйственной деятельности, которая здесь велась, образовались отходы 3-го и 4-го классов опасности, – рассказывает Игорь Торопов. – Территорию нужно рекультивировать, при этом изъять загрязнённый грунт, обезвредить его и вернуть обратно. Объём материала для рекультивации порядка одного млн кубометров. Когда мы засыплем котлован, всё выровняем, нужно будет сдать участок. Проверять будет множество комиссий, поэтому ничего вредного здесь остаться не должно. Чтобы обеспечить подъезд к котловану, мы отсыпали дорогу вокруг него, причём использовали безопасные материалы. Сейчас масштабных строительных работ не ведётся – проходим определённые согласования.
Завезённый для отсыпки дороги грунт своим внешним видом подозрений на зараженность не вызывает, запаха тоже нет. Где же тогда отходы с Кусковского химического завода?
– Их здесь нет, – отвечает Игорь Торопов. – Да, «ВИВА ТРАНС» принимало участие в тендере на рекультивацию земельного участка, на котором расположен Кусковский химический завод. Но тендер выиграла другая организация – «Приори». Не исключено, что где-то осели конкурсные документы с названием нашей компании, и какие-то мошенники их использовали в своей деятельности. Заявляю прямо: наша компания ни одного кубометра грунта или ещё чего-либо с Кусковского химического завода не принимала и никуда не вывозила. Такого и быть не могло, ведь мы крупная и известная организация, нам крайне невыгодно преступать закон. К тому же нас проверяли самые разные структуры. Хотя в ходе одной из проверок было выявлено место, куда действительно привезли ядовитые отходы, аж 11 000 кубометров. И я могу его вам показать. Но будьте осторожней, там в атмосферу обильно испаряются формальдегид и фенол (очень токсичные вещества).
Это место располагается на берегу Пехорки, по соседству с производственной площадкой «ВИВА ТРАНС», в районе железнодорожного моста и представляет собой участок, заваленный грунтом вперемешку со строительным ломом площадью 40 соток. В нескольких метрах от участка проходит шоссе: завозить грунт, лом, всё, что угодно, очень удобно. Именно сюда приезжали самосвалы с ядовитыми отходами, это видно и на видеозаписях, это почувствует и организм каждого, кто побудет здесь хотя бы пару минут: появятся зуд, кашель, головная боль.
Доказательств завезены ли сюда отходы именно с Кусковского химического завода нет, но об их ядовитости свидетельствует заключение «Независимого института экспертизы и сертификации (НИЭС)».
В заключение НИЭС указано: «в исследуемой пробе почво-грунтов содержание ряда химических элементов бензапирена (вещество первого класса опасности), цинка, мышьяка превышает установленные нормативы. Пробы почвы относятся к категории загрязнения «опасная» по содержанию тяжёлых металлов и «чрезвычайно опасная» по содержанию бензапирена».
– С началом своей деятельности на участке возле реки Пехорки мы периодически проводили мониторинг состояния окружающей среды, и не только на своей территории, но и в пределах санитарно-защитной зоны: в том числе вблизи жилых домов, в акватории Пехорки, – всему этому нас обязывают правила, – говорит Игорь Торопов. – В мониторинге принимал участие НИЭС. Эта организация и выявила наличие опасных веществ на одной из проверяемых точек, что в 50 метрах южнее нашей производственной площадки, в районе железнодорожного моста 26-го километра Куровского направления. Мы об этом проинформировали администрацию Люберецкого района.
И 10 июля администрация Люберецкого района на берегах Пехорки провела выездное совещание. На этом совещании отобрали пробы грунта как на территории «ВИВА ТРАНС», так и за её пределами. Исследования этих проб, проведённые ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» Пушкинского отдела, показали, что на территории «ВИВА ТРАНС» опасных отходов нет, а в том месте, где НИЭС обнаружил опасные загрязнения, в 163 (!) раза превышено допустимое содержание нефтепродуктов.
Выходит, не зря звонили во все колокола инициативные граждане. Однако открытым остаётся вопрос: администрация какого муниципалитета «недоглядела» за чистотой своей территории. Ведь время, когда началось складирование ядовитых отходов на берегу Пехорки, (май сего года) совпало с периодом передачи земли от одного муниципалитета городского поселения Томилино другому – городскому поселению Люберцы. При этом чёткие временные границы, когда стартовал и завершился процесс несанкционированного завоза отходов, документально не определены.
Кто именно завозил ядовитые отходы в Люберецкий район, тоже пока неизвестно, сейчас это выясняют правоохранительные органы. Территорию же возле Пехорки к 1 сентября должны обезвредить.
– Этот участок огородили, его обследуют. Есть решение комиссии по ЧС обезвредить завезённые грунты, ордер на земляные работы получен. Компания «Микробиотех» к восстановительным работам приступила, – сказал заместитель руководителя администрации Люберецкого района Юрий Григорьев.
Хорошо, если это всё-таки произойдёт. Но факт останется фактом: местные власти и надзирающие структуры допустили захоронение несколько тысяч тонн отходов с ядовитыми веществами. Как такое могло произойти? Ведь колонны самосвалов – это не житель с пакетом мусора, их нельзя не заметить.
Как всегда перекрестились, когда гром грянул. А ведь губернатор Подмосковья Сергей Шойгу не раз указывал на необходимость в кратчайшие сроки принять меры по закрытию незаконных полигонов ТБО и в целом прекратить захоронение отходов на территории Московской области. Но станет ли чище в регионе, когда не то что старые свалки не закрываются, а новые появляются!
P.S. Газета продолжит расследование этого случая.
Ежедневыне новости Подмосковья
www.enp-mo.ru